ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего

Истории, не вошедшие в книгу

‘Крик птицы’ из прошлого

Владимир Карнышев

Песняры
Песняры

1971 год. Томск. Останавливаюсь у газетного киоска на проспекте Ленина посмотреть, а не появился ли в «Союзпечати» новый выпуск газеты английских коммунистов «Morning Star», которую я время от времени пытался читать в качестве классного (в прямом смысле этого слова) полит-информатора. Но первое, что привлекло моё внимание за стеклом киоска — это была бумажная обложка пластинки какого-то нового ВИА «Песняры» с тремя песнями «Ты мне весною приснилась», «Рушники» и «Скрипят мои лапти». Ладно, стулья генеральши Поповой, чёрт с ними, но в самом центре на фотографии ансамбля виднелась бас-гитара болгарской фирмы «Орфей» (“Orfeus”) — мечта большинства тогдашних басистов. За сколько я купил тогда эту гибкую пластинку небесно-голубого цвета, не помню. Хотя мгновенно отвечу, что булка серого хлеба во времена строительства развитого социализма стоила 16 копеек, а литр молока — 24. Это — помню. А цену пластинки — нет.

Купив неизвестного «музыкального кота в мешке» на личные сбережения, я отправился домой, чтобы прослушать её на электрофоне «Аккорд», появившемся в доме буквально накануне. Батя, всю жизнь проработавший слесарем шестого разряда в одной из лабораторий НИИ Ядерной физики при ТПИ, и маманя — квалифицированная машинистка, были людьми состоявшимися, но, мягко скажем, не совсем состоятельными. Поэтому данный музыкальный агрегат рижского производства с тремя скоростями (78, 45 и 33⅓) достался мне только через полгода беспрерывного нытья и канюченья у родителей.

Несмотря на то, что трёхэтажный кирпичный дом, в котором мы жили, был построен за несколько лет самими жильцами «методом народной стройки», и, в отличие от нынешних, имел приличную звукоизоляцию, через два часа непрерывного проигрывания новокупленной пластинки соседи сверху и снизу начали тарабанить в дверь, явно не оценив музыкальное творчество «Песняров» — восходящей звезды советской эстрады.

А первое моё реальное музыкальное потрясение — это приезд «Песняров» в Томск в 1973 году (или в первой половине 1974) с полной концертной программой. При этом достать билеты в кассах было просто нереально. Но поскольку мама тогда работала секретарём-машинисткой в Горкоме партии, то она пользовалась тогдашними «льготами», в том числе билетами на «культурные мероприятия».

В тот раз Дворец спорта на 5000 человек был забит до отказа. Описывать то, КАК они пели — бессмысленно. Это надо слышать. То время было, наверное, настоящей вершиной и у Мулявина и «Песняров». При этом бинокль с 8-кратным увеличением позволял, не отрываясь, наблюдать за происходящим на сцене. И вдруг в какой-то момент я увидел, что Мулявин, играя на гитаре, начинает к чему-то прислушиваться. Не прерывая исполнения, он после нескольких секунд выдёргивает штекер и бросает его из всех сил вместе с кабелем в проход между рядами партера — туда, где сидел оператор с пультом. После того, как они доиграли, объявили антракт. Как я понимаю, инженерам после концерта «влетело» не по-детски.

«Крик птицы» они исполнили во втором отделении. В общем, это был апофеоз всего концерта. Во время её исполнения у Мулявина по лицу буквально ручьём тёк пот. Потом мне, конечно, объяснили, что если накануне хорошенечко принять на грудь,…

После последних аккордов огромный зал просто замер. Потому что ЭТО — было нечто. Затем начались аплодисменты, но эта пауза…

На следующий день в школу пришли Юрка Мелихов и Сашка Карминский из «Б» класса и произвели настоящий фурор. Оказывается, после концерта они пробрались за кулисы Дворца спорта и Сашка, как ударник одного из школьных ансамблей, выпросил у Демешко (ударник «Песняров») барабанные палочки, а Юрка — полосатый свитер, по-моему, у Борткевича или Кашепарова.

Когда я могу закончить начатую кем-то шутку – это не юмор. Когда я сам могу склепать на компьютере звучащий из телека «музыкальный шум» – это не музыка, а фуфло. Музыка – это то, когда я не понимаю, КАК это написано, или КАК это исполнено. И отчего у меня бегут «мурашки» по коже. Как от мулявинских и песняровских песен.

01 1972

Первая встреча… последняя встреча…

Юрий Гринюк

Вход а Зеленый театр 70-е

Древний русский город Рязань. Я там родился и прожил 20 лет. Очень жаркое лето, июль 1972 года. Я окончил 8 класс, каникулы!

Уже несколько лет увлекаюсь разными рок-группами, советскими ВИА. Западные, это, в первую очередь, – «The Beatles», также «Сreedence Сlearwater Revival», «The Monkees», ну и конечно, – «Deep Purple». Из советских очень запомнился молдавский «Норок», они в 1971 году, летом, наверное, недели 2-3 выступали в Рязани. Так же нравились некоторые песни «Веселых ребят» из диска «Любовь — огромная страна». Хорошее впечатление оставили «Поющие гитары», они приезжали зимой 1972 года, и выступали несколько дней в филармонии.

simfonija003_25

Не помню, когда точно впервые услышал «Песняров». Сначала радиотрансляции, первые гибкие пластинки, потом появился первый винил-гигант.  Слушали у приятеля. У него был потрясающий по тем временам аппарат — стереорадиола высшего класса «Симфония-003» производства рижского завода. В общем, те, кто слушал этот аппарат, меня сразу поймут. Кстати, несколько дней назад, на сайте «Avito», видел в продаже 2 такие радиолы! Отреставрированные в эстетическом и техническом плане (заменены электролиты, радиолампы и т. п.), выставлены на продажу по цене 14000 российских рублей для ценителей «теплого» лампового звука! Вот на ней мы и прослушали целиком первый гигант «Песняров». Сказать, что это был шок, значит ничего не сказать! Это была какая-то смена ориентиров в музыкальном плане. Мурашки бегали по коже, во рту пересохло… от мощнейших вокальных пачек голова кружилась, красивые мелодии просто пленили и хотелось слушать, слушать и слушать эту музыку!

После «Песняров» я уже не мог слушать никакие советские ВИА. Все казалось  очень примитивным, плоским и абсолютно не интересным ни в инструментальном, а особенно в вокальном плане.

Но вернемся в июль 1972 года. Проходя около афишной тумбы вижу, что на неделю в Рязань приезжают «Песняры»! Выступают в «Зеленом театре ЦПКО» – 5000 мест! В будние дни 2 концерта — 18.00 и 21.00, а в выходные — 3 концерта — 15.00, 18.00 и 21.00.  Сразу еду в кассы этого «Зеленого театра». Зрелище пугает — очередь, примерно, как в Мавзолей в советское время…  а я ведь хочу еще и поближе билет, да еще и на самый последний концерт, – мы уже знали, что самое интересное будет именно на последнем концерте! В итоге с помощь маминых знакомых, знакомых этих знакомых и т. п., удалось достать, именно «ДОСТАТЬ», потому что «купить» здесь абсолютно не подходит, билет на концерт в 21.00, в последний день гастролей, на 2 ряд, практически в середину!

Наконец наступил день концерта. По какой-то причине, чуть не опоздал! Последние метров 300 от остановки троллейбуса до «Зеленого театра» бежал, но успел! На сцене довольно много разной аппаратуры. Тут и венгерские «BEAG» и немецкие «REGENT», и незнакомые мне аппараты, электроорган «VERMONA».

DSC07980

Начался концерт довольно необычно. Первым вышел клавишник (потом уже я понял, что это В. Николаев), и начал один что-то наигрывать, постепенно увеличивалась громкость. Что-то знакомое, мне показалось! Потом дошло, что В. Николаев играет в стиле клавишника «Deep Purple» Джона Лорда. Именно манера исполнения похожая. А может быть В. Николаев, что-то у Лорда и скопировал, сейчас не вспомнить. Потом на сцену вышел под аплодисменты В. Мулявин, и начал солировать на гитаре с использованием разных эффектов — фуз, квакушка и т.п.. Это продолжалось несколько минут, затем вышли остальные музыканты, солирование гитары и органа подошло к логическому концу и как-то разом грянуло «Белая Русь ты моя!».

Опять огромное потрясение, теперь от живого звука, от близости музыкантов, вот они — руку протяни! Потрясающий вокал Л. Борткевича, А. Кашепарова, ну и В. Мулявин — это нечто! Неповторимое, просто летящее соло на гитаре, а как он пел! Кстати, в то время, гитары у «Песняров» были самые обычные – «Музимы» из ГДР. И как Мулявину удавалось извлекать, в общем-то из очень посредственного инструмента, такой звук, для меня до сих пор — загадка! Все-таки, как гитарист, В.Г. Мулявин — очень недооценен.

На концерте прозвучали песни из 1-го и 2-го винила-гиганта. Очень запомнилась песня «Дрозды», там опять было потрясающее соло Мулявина на гитаре. Какие точно песни были исполнены, теперь уже не вспомнить… Антракта, как такового не было. В середине концерта с несколькими номерами выступила Л. Кармальская (художественный свист), а затем с номерами пантомимы выступал В. Николаев. Какой песней закончился концерт, уже и не вспомню… Домой пошел пешком, хотя было довольно далеко… и всю дорогу в голове звучала только что услышанная фантастическая музыка «Песняров».

Вот, наверное, с того дня и стали «Песняры» увлечением всей жизни…

В 1978 году я закончил Рязанское высшее военное училище связи. Служил в разных местах, – от Крайнего Севера до Закавказья, закончил службу в Санкт-Петербурге. Не скажу, что часто, но по возможности посещал концерты любимого ансамбля, а уж винилы, а потом СД, покупал все, что попадалось!

Места зрителей - сейчас-1
Зеленый театр ЦПКО. Наши дни

Январь 2002 года. 1 января я уволился с военной службы, прослужив 27 календарных лет. Уже более 10 лет в Санкт-Петербурге. На рекламном щите на Невском проспекте вижу афишу — 12 января 2002 г. «Большой концертный зал «Октябрьский» – «2 легенды «Песняры» и «Самоцветы». Театральные кассы рядом, иду и покупаю билет.

И вот 12 января, БКЗ «Октябрьский». Билеты в кассе есть, но только на балкон. Прохожу в фойе. Как-будто перенесся в 70-е! Практически вся публика оттуда! Все в возрасте, как минимум, за 40 и старше! Удивительное дело, некоторые люди даже винилы с собой принесли, видимо, чтобы взять после концерта автографы! Вижу двух мужчин, оживленно рассматривающих винилы-гиганты, которые один из них принес, и разминающихся перед концертом коньячком! Эх, молодость! Где мои 17 лет! Тоже беру себе коньяка!

В первом отделении выступали солисты «Самоцветов» с Е. Пресняковой. Наконец, антракт и выходят «Песняры»! В общем-то, в то время я уже все понимал, и слышал… что идет минусовка, а только поют живьем, а в некоторых песнях, – вообще полный плюс, но, как говорят, первая любовь не проходит!

Мулявин танцует bw

Звук в целом был неплохой. Поэтому удовлетворение в музыкальном плане было получено!

Это была последняя встреча с настоящими «Песнярами» В.Г. Мулявина… больше на концерты в Питер Мулявин не приезжал…

Ну, а любовь к «Песнярам» осталась на всю оставшуюся жизнь…

Фотографии для книги Анжелы Гергель и Валерия Дайнеко 'ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего'
Фотографии для книги Анжелы Гергель и Валерия Дайнеко ‘ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего’

История одной фотографии

Валерий Дайнеко
Валерий Дайнеко. Фото – Николай Александрович

Анжела Гергель: Пересматривая и отбирая фотографии для иллюстраций, мы обнаружили одну, которую нам передал Леонид Тышко. Фотографии в книге необходимо подписывать – а кто здесь стоит в центре? Один из ‘сотрудников’, сопровождающий группу в зарубежных гастролях? Не похож. Скорее, кто-то из принимающей стороны или иностранный музыкант.

DSC07941

Валерий Дайнеко: Вспомнил его, конечно же, Владислав Мисевич. В центре этой фотографии – музыкант из США Chris Smither, который в Польше вместе с ‘Песнярами’ принимал участие в фестивале Sopot-1971.  Он пел песню ‘Another Way to Find You’, а ‘Песняры ‘- Ой, рана на Йвана – только почему-то в архиве фестиваля она значится как ‘Melodia’.

Анжела Гергель: Найти певца оказалось делом несложным – он ведь поёт народные песни, и среди его друзей много и моих – американских и шотландских музыкантов. Chris обрадовался фотографии, которую так неожиданно получил от нас, и передаёт всем наилучшие пожелания.

10334467_10152179076714397_1769037869338751239_n

Валерий Дайнеко: Мулявин был классный

on air

— Каково это — чувствовать себя «живой легендой»?

— Чувства меня переполняют, должен был я ответить? Во–первых, я себя таковой не чувствую, потому что… жив, здоров! Главное — здоров. Что касается «Песняров» — действительно, это уже легенда. Потому что всякая вещь, обрастающая рассказами, романами и мхом, — миф, сказка. Легендарный ансамбль, Владимир Мулявин… О нем можно столько всяких разных историй рассказывать.

— Что, собственно, и делает Владислав Людвигович Мисевич — по субботам «СБ» публикует отрывки из его новой книги о «Песнярах», которая вот–вот выйдет в свет.

— И пусть у Влада все получится!

— А будет книга мемуаров от Дайнеко? «О чем не знал Мисевич»?

Валерий Дайнеко книга
Валерий Дайнеко

— Я уже написал книгу — в содружестве с Анжелой Гергель — давнишней нашей поклонницей из Шотландии, она любит соединять культуры. Мы в этом смысле «столкнулись взглядами». Она украинка, причем даже «западенка». Мы с ней написали книгу, она вышла на украинском, потом мы ее чуть изменили и переиздали на русском. Сейчас пишем продолжение, причем рассказ идет как живая беседа, без исправлений и редактирования. Единственное, о чем попросил: Анжелу – дополнить нашу беседу многим материалом, который у нее есть, и не исправлять фотографии. Вот какие они есть — такие пусть и будут. Можно их оцифровать, но не более того. Не надо улучшать, ничего не надо улучшать.

— Из основателей «Песняров» Тышко служил, Мисевич служил, Мулявин тоже служил…

— Они все служили. Они на службе и познакомились.

— И когда вы пришли в коллектив, не было так, что вас гоняли за медиатором или чтобы кларнет к утру блестел?

— Не–не–не. Их эта дедовщина не касалась даже на службе. Они же служили в цивилизованной стране! Я и пришел–то не сразу: мне делали предложения, Мулявин, встречая где–то, спрашивал: «Ну когда уже?» Но… хотелось музыкальное училище хотя бы окончить. Потому что одиннадцатилетку (спецмузшкола при Белгосконсерватории, сейчас республиканская гимназия–колледж) я окончил, но в консерваторию не поступил.

— Почему?

— Те, кто уже отучился, сказали: старик, тебе там просто нечего делать. Это партийная школа с музыкальным уклоном.

Песняры
Песняры

— Когда пришли в «Песняры», отношения были сразу — коллеги?

— Не могу сказать, что я до прихода любил ансамбль. Было уважение к тому, чего они достигли и что они сделали уже в то время. К записям их я относился… спокойно. Мы увлекались музыкой западной, и я до сих пор «продолжаю увлекаться». «Песняры» для меня были чем–то новым и необычным здесь, рядом. Я уже делал что–то в каких–то коллективах, что–то писал. Но представил себя внутри ансамбля, как зазвучат песни вот с этими ребятами, — и уже просто стремился туда. С меня буквально сдували пылинки, такое было отношение.

— Есть архивные кадры, на которых Мулявин буквально учит Борткевича брать ноту…

— Так и не научил. Леня, прости меня, пожалуйста, но это правда, ну что сделать. Я шучу, но это, наверное, заслуга Володи. Ленин тембр, когда он пел лирические песни, — он настолько был проникновенный! А позже, когда им руководил уже не Мулявин, а Ольга Корбут, там все испортилось. Мулявин действительно заставил его петь очень красиво, тембрально… Несколько песен, где он не «берет ноты», а просто поет, — это было здорово, у меня аж… проникало в меня.

— Работать сразу было легко?

— Сначала я еще не знал, что у всех совершенно разные голоса, диапазон и разная, скажем так, грамотность нотная. Было пару человек, которым надо было все время вдалбливать. Но Мулявин с ними работал, это чувствовалось. Потому что когда уже я разучивал песни, которые аранжировал, то не надо было заставлять кого–то спеть так или иначе. Мне было главное, чтобы они «сделали текст». Разнотембровость — это было очень важно: несливающийся аккорд. У нас же все поющие были, и особенно «резкие» голоса мы «сдваивали» с теми, у кого другой тембр. Когда текст был вызубрен по–настоящему, тогда надо было делать целые фразы. И вот работая над фразами, я чувствовал, что у ребят уже есть опыт. Работа Мулявина мне облегчила труд. Потому что Володя уже отходил от этого: он просто писал произведения. У него уже было достаточно людей, которые все это обрабатывали, делали… конфетку.

— Кем он был, Владимир Георгиевич, — командиром, педагогом, старшим братом?

— Человечищем. Он был… классным.

Беседу вел Андрей Муковозчик

Валерий Дайнеко, Владимир Мулявин
Валерий Дайнеко, Владимир Мулявин

 

Как собирался материал для книг

Анжела Гергель: Многие музыканты Песняров с сожалением вспоминают, как Владимир Мулявин выбрасывал в мусорное ведро песни, не получившие горячего отклика слушателей на первом концерте. Анатолий Кашепаров в одном из интервью говорит – таких песен было больше половины из написанного!

Валерий Дайнеко: Если песня проходила на два хлопка – о ней забывали!!! Но хуже всего, когда её переделывали несколько раз. Это выматывало ребят, которые не спали по ночам, хотя, как потом выяснялось – проще было немножко изменить саму песню, и всё становилось на свои места. Володя всегда был очень занят написанием песен и составлением программ, делал это искренне. Но в итоге многие из них остались незаписанными, остались какие-то любительские записи, которых мы и не слышали. Как это наследие найти, я даже не знаю. Поэтому пока остаётся лишь работать с записями выступлений и концертов, по крупицам восстанавливая и даже по-новому интерпретируя. Например, ‘ты мне песню спей…’ что мы с тобой еще года три назад вместе убирали склейки. Она ведь записана живьем из зала, но только по куплету, и потом склеили. Вот эти склейки ты и убрала. Она сведена очень неплохо,для звучания в концертных колонках!

Анжела Гергель: Я веду свой архив с 1978 года. Некоторые среди моих записей – единственные – например, ‘Песня пра Долю’, где ты исполняешь роль Счасться, Обрядовая программа, где песни ‘Жавароначкі’ и ‘Млада Ганулька’ еще поет Борткевич. Качество записей разное – что-то записывала на коцертах, что-то с телевизора, и многое приносили друзья, я даже не все успевала переслушивать… Когда я среди своих кассет я нашла песню ‘Ты мне песню спей, дзяўчына’, она поразила меня, несмотря на качество записи. И решила я её переклеить, переслала тебе и узнала много интересного. Началось всё так:

Валерий Дайнеко: Где ты её нашла,эту запись?она как-то по кусочкам склеена получилась. Мы её записывали не на студии,а прямо в зале на репетиции. Я тебе открою секрет…она записана прямо на сцене, вживую, но после каждого куплета мы делали остановку…и начинали следующий. Потом наш звукорежиссёр склеил все куплеты в целое произведение. Ну а эти склейки при многократной переписке стали просто слышнее, при наличии в старых аппаратах системы шумоподавления… Т.е…звук усиливается в громких местах,и тишина тоже усиливается,когда мы филируем окончание фраз…

Анжела Гергель: Я переклеила песню. Пришлось немного сократить паузы между куплетами и кое-где вставить шум, чтобы сгладить вакуумные провалы. Послушай.

Валерий Дайнеко: СУПЕР!!!! знаешь, только перед последним словом”дзяучына”можно добавит ещё одну четверть паузы, с дыханием.)т.е.:ты мне песню спей….(дыхание), и ДЗЯУЧЫЫНАААА….

Анжела Гергель: Это нелегко. Там сильный щелчок, а потом тишина. Разве что вставить вдох… поищу… вот, как теперь?

Валерий Дайнеко: Ты просто профи!!!!!дыхание взяла у Уитни Хьюстон?)))))

Анжела Гергель: Зачем же? Свои ресурсы есть. Из ‘Ой, дубе’… Только я не совсем профи. Но я научилась обрабатывать аудиозаписи у продюсера Владимира Бебешко, когда издавала диски к своим учебникам иностранных языков. А вы эту песню целиком в концертах пели?

Валерий Дайнеко: Конечно! Но потом она как-то поистерлась…

Анжела Гергель
Анжела Гергель и Владимир Бебешко

Анжела Гергель: С иллюстрациями к книгам не обошлось без казусов. Вообще сама идея написания книги зрела долго. Долгие разговоры, много воспоминаний, рассуждений… Но началось всё с рисунков! Когда мы переехали в новый дом и стали распаковывать ящики и коробки, мой годовалый внук потянул на себя одну папку и стал тихонько разбирать. Ну да – дитя не плачет, чем-то занят, и все счастливы. Но через минут десять это уже настораживает… Мы взглянули на растерзанную папку – а там фотографии, рисунки, кассеты…

Песняры

‘Да это же бабусины Песняры!’ – воскликнул мой муж. И все сели вокруг, стали рассматривать… Среди всего этого я нашла свои иллюстрации к ‘Песне пра Долю’ и Обрядовой программе. Вспомнила, как рассматривали их музыканты Песняров в 1983 году, когда были на гастролях в Киеве.

Песняры. Песня пра Долю
Песняры. Песня пра Долю

Владимиру Мулявину они тогда очень понравились. Он даже заметил: ‘У нас таких фотографий нет, а тут всё запечатлено… Откуда это у тебя?’ – ‘Сама рисовала. Наброски делала на концертах, а уже потом дорисовывала…’

Песняры. Песня пра Долю
Песняры. Песня пра Долю

И решила я отослать свои рисунки Валерию Дайнеко. Даже без комментариев. Реакция наступила через несколько секунд! – ‘Спасибо! Откуда это?’ – Пришлось всю историю рассказывать. Я же не знала, что Валерий тоже рисует.  ‘Живопись – моя тайная страсть с детства’, – объяснил он мне. Вот ведь как! Нас подружила не музыка, а увлечение рисованием.

Но это увлечение сыграло и злую шутку со мной. Я так увлеклась, что и старые фотографии, которые Валерий мне прислал для книги, стала реставрировать. Обычно терпеливый Валерий Дайнеко – в серьёзных вещах  не церемонится.

Валерий Дайнеко: Мне не нравится, когда вылизываются фотографии, и лица делаются гладкими и пушистыми.

Анжела Гергель: Но ведь они все выцветшие и поцарапанные!

Валерий Дайнеко: Но ведь в этом вся фишка! Они ведь живые! А так получаются как нарисованные картинки! Я заметил такие ‘рисованные’ фотографии в первых двух книгах. В твоих рисунках и иллюстрациях к видео это уместно, а для документального повествования – нет!

Дайнеко с братом 2

Анжела Гергель: Пришлось перевёрстывать всю книгу сначала… Так что в новой книге все фотографии будут живые – прямо из альбома. Как в этом видео.

Анжела Гергель: А вот еще пример – программа ‘Вянок’. Существует единственная видеозапись телеверсии концерта. Программа также была записана на репетиции, и некоторые песни там поются по-другому.

Валерий Дайнеко: Там все еще очень сыро, потом многое дорабатывалось.

Анжела Гергель: И тем не менее её собираются опубликовать. На репетиционной записи есть песня, которую Мулявин не захотел включить в концерт. Почему – можно только догадываться. Но вопрос в другом: насколько корректно публиковть то, что автор пожелал оставить неуслышанным? Под напором почитателей ансамбля песня все-таки была опубликована на youtube – и тут же под ней появилась строчка из известной песни Челентано. Дело в этом? Вряд ли. У ‘Песняров’ и без того немало заимствований, на что у них имелся собственный взгляд. И всё же песня долго крутилась в моей голове… и вдруг в какой-то момент я поняла, что совсем другую песню ‘Песняров’ уже слышу я… И эта песня намного серьёзнее и мощнее! Думаю, сходства с ней новой шуточной песни меньше всего хотел бы Мулявин. Может, показалось? Переслушала обе песни несколько раз. И мелодии так схожи, и даже тональность одна! И теперь думаю – может, удалить эту репетиционную запись? Но ведь все равно вскоре выйдет диск…

Ну а потом все в кучу… Музыковед Ольга Бриллон снова с претензиями. Как я посмела своровать репетиционную запись Вянка у Неронского… Да я так далеко, что это физически невозможно! Я предложила Ольге спросить у самого Неронского, давал ли он кому-либо запись, но она этого не сделала – ведь правда может не совпасть с её оскорбительным заявлением! А единственным аргументом Ольги в споре со мной было то, что запись уже отреставрирована – значит, украдена. Так я свою тоже отреставрировала. Но мои записи легко отличить: я питаю слабость к лишним эффектам – vocal enhancer, reverberation, warm concert hall – но это даже стало моей фишкой, и именно по этим характеристикам мои записи легко узнаются – теми, кто умеет слушать.

Ольга Бриллон: Куда уж мне с моим “узким мировоззрением” и “эмоциональным фоном восприятия”! Инициативу по мастерингу кассеты и изданию диска выдвинул Евгений Саламатин. Не Владимир Поздняк, у которого это всё лежало и ещё долго бы пролежало, не я, а Женя, задумавший издать “Венок”. Это ЕГО труд и ЕГО открытие.

Анжела Гергель: Безусловно. И спасибо Евгению за объявление – теперь намного больше людей узнали о диске. А записи наши послужили иллюстрациями.

Песняры. Вянок
Песняры. Вянок

Анжела Гергель: Тем не менее, правовой вопрос публикации записи заслуживает рассмотрения. К тому же, он перекликается с темой заимствования. До появления Закона об авторском праве в 1710 году использование заимствований считалось проявлением уважения к предыдущему автору. Музыкальная цитата характеризовала музыканта как культурно образованного. Задачей заимствования было расширение, а не подражание – опираясь на то, что было раньше, художник завоёвывал доверие и становился доступным для более широкой аудитории. В наших книге приводилось много примеров заимствований известных современных музыкантов.

Валерий Дайнеко в новой студии

Валерий Дайнеко: Кое с чем вряд ли согласился бы. ‘Michelle’ и ‘I put a Spell on You’ – не вижу ни малейшего сходства, как и во многих других примерах… Когда мы берём цитату коротенькую или длинную, то это одно дело, а когда что-то похожее – это тоже заимствование. И самое главное в стиле…

Не обошел стороной процесс заимствований и ‘Песняров’. И всё же, слушая любые их песни – даже если и узнаются цитаты из музыки других исполнителей – без сомнения можно сказать – поют ‘Песняры’!

И, конечно же, прав был John Lennon, который сказал: ‘Музыка принадлежит всем. Это только издатели думают, что у кого-то на неё есть права.’

ddb1f6ddb3ddd2d65ebdd8e16d740bf3

Сотрудничество

Давйнеко выставка

Анжела Гергель: Книга ‘ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего’ создавалась практически в интернетно-телефонном режиме. Ведь у каждого из нас своя работа. Валерий постоянно на гастролях или репетициях, я – на конференциях или фольклорных фестивалях. И частенько мы беспокоили друг друга не вовремя. Однажды, к примеру, Валерий прямо во время концерта решил, что в книге нужно обязательно рассказать об одной песне. Просто пел её – и в тот момент подумал, что она заслуживает особого внимания. Сразу же после концерта он написал мне об этом – но я была далеко, далеко от компьютера и цивилизации вообще. Только телефон. Пришлось звонить в издательство и диктовать недовольному редактору текст.

А недавно произошёл такой случай. Мне звонят из издательства, книга уже почти свёрстана, через две недели в печать – но одна страница в самом начале осталась пустая. ‘Придумайте что-нибудь!’ – просит меня редактор. Что значит – придумайте?! Я пишу Валерию с просьбой помочь. Но это не так просто, нужно обсудить… Валерий тут же звонит мне по телефону, мы придумываем, что там может быть, подключается Олег Аверин, который составил прекрасный текст и прислал подходящую фотографию. В процессе обсуждения возникла идея разместить на странице и над каждой цифрой нумерации фрагменты  нот одной из песен ПЕСНЯРОВ (которых, кстати, в интернете нет, да и вообще – нет). Идея хороша… но я жду эти ноты уже минут 20. Редактор меня теребит – конец рабочего дня, работу нужно закончить! Я, соответственно, названиваю Валерию, а в ответ короткое сообщение: ‘Я на работе. Как освобожусь – сделаю’. Через час я получаю фото написанных от руки нот с подробными инструкциями, как это должно выглядеть на странице книги. Всё. Работа сделана и отправлена в издательство. А через четверть часа я получаю репортаж о выступлении Валерия Дайнеко на фотовыставке Ирены Гудиевской ‘Сімвалы Беларусі. У пошуках’. То есть все идеи и их воплощение – прямо во время открытия выставки!

Валерий Дайнеко: Что ж тут такого? Игорь Паливода, например, писал ноты где угодно – на любом подвернувшемся клочке бумаги рисовал от руки нотный стан и писал ноты сразу с гармонией. Работа есть работа.

Анжела Гергель: Вот такой он, Валерий Дайнеко. Разный. В творчестве – одарённый и проникновенный, в жизни – весёлый и даже хулиганистый, в работе – серьёзный, вдумчивый и ответственный.

Валерий Дайнеко
Валерий Дайнеко

Когда же люди научатся читать написанное и понимать услышанное?

Анатолий Кашепаров в своих публикациях обращается к авторам книги о Песнярах, очевидно переживая, что там о нем что-то плохо написано. Если бы он эту книгу прочитал, то убедился бы, что это не так. Aнатолий! Там правда ничего плохого нет))) Нет причин переживать)))

Анатолий Кашепаров
Анатолий Кашепаров

Anatoli Kacheparov Золотой состав был и остается единственной группой Песняры-навсегда,сколько-бы коллективов и ансамблей не навязывали…..!!!Это не ансамбль танца!Назову состав: Владимир Георгиевич Мулявин,с его уходом в мир иной Песняры прекратили свое существование,Влад Мисевич,Леонид Тышко,Александр Демешко,Чеслав Поплавский,Анатолий Гилевич,Валерий Яшкин,Игорь Паливода,Леонид Борткевич.

Григорий Ткач Категорически не согласен, В.Мисевич, В.Дейнека, И.Пеня-десятилетиями высоко несут музыкальную культуру ,, Песняров”, сохранив при этом неповторимый стиль исполнительского мастерства, традиционные приемы аранжировок, уникальность многоголосия и в целом, уникальной музыкальной культуры, основы которой заложил В. Мулявин. Все остальные, новоявленные-жалкое подобие, просто музыкальный пшик…

Ольга Молчанова В 1970 году пришёл Бадьяров.Валерий Мулявин – с 1969 года. Они тоже не настоящие? Николаев пришёл в 1972 году, как и Поплавский. Кстати, Паливода работал в коллективе с 1978 года. Как и Дайнеко. Поаккуратнее с цифрами и оценками вклада коллег надо быть.

Angela Gergel: Стольких фамилий не хватает… Забыты Валерий Мулявин, Валерий Гурдзияни, Валентин Бадьяров, Владимир Николаев, Александр Растопчин, Владимир Ткаченко, Игорь Пеня, Людмила Исупова, Олег Молчан, Аркадий Эскин, Валерий Головко, Дмитрий Явтухович и многие, многие другие. Такого себе в интервью или воспоминаниях не позволил еще ни один Песняр.

Anatoli Kacheparov Я еще могу добавить человек 100,которые достойно продолжают и несут музыкальную культуру от Песняров,обратите внимание ведь написано ,с чего и от кого все пошло!

Григорий Ткач Да, но нет при этом Мисевичей, нет Дайнек, нет Пеней, а остальных может быть и многим более 100….Одних жизнь разбросала, по-разному сложились обстоятельства у других, покинули коллектив, в чем-то ему изменив, и только эта тройка легендарного коллектива осталась верной друг другу, верной В.Мулявину и сегодня остаётся основой легендарных ,, Песняров”. Дай Бог им здоровья.

Anatoli Kacheparov Дайнеко пришел на 7 лет позже,когда уже некоторых не было в коллективе! Мулявин вставлял в группу и давал возможность проявить себя,на пользу коллектива,но это не значило,что они в коллективе!…Я же пытаюсь обьяснить тебе,сейчас,то пишут ,или писали,что выгодно самим писакам-нужно делить на 10….

Валентина Лебедева А что ж себя-то не включил в “золотой состав”? 

Anatoli Kacheparov Из скромности)))))

Ольга Молчанова Кстати, до того, как не стало Мулявина, золотой состав расширился именно за счёт этих артистов – Пени и Дайнеко. Ещё был Николаев, Ткаченко, а куда дели Валерия Мулявина? Это что – уже не настоящие “Песняры”?А Кашепаровым назван “Классический состав” основоположников группы. Но ими в лучшие годы(до начала 80-х) “Песняры” не ограничивались.

Irina Golubzowa “Такого не позволил себе ни один песняр”, “Мулявин никогда бы этого не сделал”. А вот и позволил. И сделал. Именно Мулявин. Цитата: ” Так кто же являлся настоящими песнярами? — Леонид Тышко, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров — все в США. Александр Демешко и Олег Мовчан — в Москве. Володя Ткаченко сейчас работает с Финбергом. Игорь Паливода и Валерий Яшкин – светлая им память…”. Источник: http://www.aif.ru/…/pesnyar_-_vysshee_zvanie_vladimir…

Natali Shihat Ирина , не верю что Мулявин мог это говорить. Ну хотя бы потому что это,,интервью,, 1996 года – а Валерий Яшкин умер в 1997 году. И все знают что Леонид Тышко живет в Израиле а не в Америке.

Genya Ryseva Как это Песняры закончились ? !!! 😮 Я же их сейчас слушаю и хожу на их концерты ! Как бы не изменялось звучание, а Песняров мы всегда узнаем по голосам и ни с кем не спутаем ! 👍

Sergey Avilov Не ожидал от Кашепарова…. Для меня Белорусские Песняры и есть практически тот золотой состав. Со своим саундом. А остальные просто компиляторы. Неприятно, когда “государственые” Песняры откровенно “косят” под уже легендарный коллектив. Причём пытаясь петь “а-ля Мулявин”, “а-ля Дейнека”, как какие-то дешёвые кабацкие лабухи…. Именно дешёвые. Если у вас есть господдержка, так сделайте свой звук, или мозгов и таланта не хватает?

Anatoli Kacheparov Заметьте,еще раз подчеркиваю,речь идет о Великих музыкантах,которые создали Песняров,о фундаменте этого коллектива!

Ольга Молчанова Не преувеличивайте насчёт великих музыкантов! Слово “великий” ко многому обязывает. Давайте осторожнее. К примеру, Меркури и Борткевич? кто из них великий? Это лишь пример. У нас привыкли разбрасываться громкими словами, не до конца осознавая их значимость. Великие – это Рахманинов, Чайковский, Моцарт и прочие в этом ряду, если серьёзно подходить к значению слова.

Григорий Ткач Анатолий, Вы безусловно замечательный исполнитель. Однозначно! Но уже не ,, Песняр”, это великое прошлое о котором можно вспоминать с гордостью. Вам конечно поклон и аплодисменты. Но мы живём сегодня и Слава Богу имеем возможность слушать незабвенных участников прославленного коллектива, работавших с В.Мулявиным. А почему бы забыв о возрасте, откинув многие обстоятельства, условности не влиться в состав ,,Белорусских Песняров” и подарить людям радость прошлых лет.

Viktor Chizhov А чего ещё ожидать от Кашепарова нынче? Легендарностью помахать хочется, желательно не задаром, а предъявить, кроме былой славы толком и нечего.

Anastasia Zakatova Увы…Однажды, на концерте с афишей “Песняры” ,на сцене я не увидела ни одного знакомого лица , кроме барабанщика. При первых же аккордах ( а это была любимая “Беловежская пуща” ) и жуткой копии В. Дайнеко, предательски полились слезы .. по оканчании песни повисла мертвая тишина. Зрители тихо вставали и тянулись к выходу..  С мокрыми глазами выбиралась с середины ряда. Нас, стремящихся молча к выходу , была добрая половина зала. 

Angela GergelСегодня многие поклонники ‘Песняров’ с ностальгией вспоминают состав ансамбля периода ‘Яся с Яниной’, то есть до 1977 года. А если бы ‘Песняры’ сохраняли свой состав, не меняли бы его никогда, изменилось бы звучание ансамбля, его качественный уровень? И вообще сколько бы ансамбль просуществовал?

Валерий Дайнеко Если бы Мулявин не ‘обновлял кровь’, ансамбля бы уже не существовало лет 20. Сам Мулявин ‘закончился’ в конце 70-х. Он предчувствовал, что конец вот-вот наступит, уже не брался за аранжировки, но ещё сочинял, а поскольку на песни уже не хватало элементарных знаний (я имею в виду мировую муз.литературу), то опираясь на свои старые навыки, перешёл к крупной форме, надеясь на новые мозги молодых и талантливых ребят, коих в бывшем Союзе было множество, да и Минск тоже не был скуден на таланты! Вот и появилась новая плеяда музыкантов – молодых, энергичных, готовых работать день и ночь! Работали над произведениями и репетировали те, кто писал аранжировки – Гилевич, Ткаченко, Паливода, я, Явтухович, Мартаков, Бернштейн, Растопчин, Головко… Ну и сам Мулявин, но лишь в инструментальных моментах, но ему уже тяжело было это делать, особенно когда подходил очередной унисонный ‘ходильник’ (так мы называли его похожие друг на друга фразы гитары с басовкой). Эти виртуозные мелодии переходили из программы в программу, слегка видоизменяясь, и в этом даже был свой шарм – узнаваемо и чисто по-песнярски! (Цитата из книги ‘Песняры времени своего’ – Анжела Гергель, Валерий Дайнеко)

Юрий Скворцов Э нет, стоп Песняры! Я когда прочитал Кашепарова, сам чуть не ввязался, попытался поправлять, возражать. Но, спасибо, товарищ образумил, я и не повелся дальше, слава богу. Вы вспомните, что термин “песнярее” уже присутствовал в дискуссиях и это был некрасивый момент в песняровской истории. Здесь рассказывается о замечательных и даже великих музыкантах, о памятных концертах и выступлениях, обсуждаются чудесные песни. Давайте-ка оставим эти дрязги на совести того, кто их пытался начать, пока это замечательное место не оказалось загаженным и заплёванным, а то что закончится именно этим, будьте уверены!

Anatoli Kacheparov Анжела Гергель,я к Вам обращался только с просьбой удалить все агрессивные нападки в мой адрес и В.Г.Мулявина!Я человек мирный,но мой бронепоезд стоит на запасном пути!

Angela GergelА вот это уже интересно. Агрессивных нападок в книге нет. Просьба процитировать. Более того, об Анатолии вообще не упоминается. Или именно в этом дело? Анатолий и правда обращался с предложением дать интервью… Но о чем его спрашивать? Книга ведь о том, как в Песнярах создавалась Музыка. Те, кто прочитал ее, обратили внимание, что в ней нет ни сплетен об отношениях в коллективе, ни рассказов о жизни музыкантов. Все посвящено только ТВОРЧЕСТВУ. Поэтому и отвечали на вопросы лишь те музыканты, которые СОЗДАВАЛИ Музыку.

К сожалению, люди зачастую читают и слушают не для того, чтобы понять, а для того, чтобы ответить. Иногда они и вовсе не слышат или не помнят прочитанного, так как тратят все свои усилия на формулировку ответа для парирования. А давайте попробуем послушать или прочитать и понять, что говорит нам автор! Вы будете поражены, сколько интересного вы узнаете!

Friday Morning
Friday fiddler

 

 

 

Advertisements